"Взвод"...
Сколько у меня всего ассоциируется с этим фильмом. Да, не всем будет интересно читать большой пост об этом фильме, но я буду бесконечно рад, если он заставит кого-то посмотреть или пересмотреть этот шедевр.
Так уж получилось, что у меня всегда на первых местах жесткие, тяжелые. снятые в духе реализма фильмы. Этот - как раз из той категории.Еще могу сказать одно: было всего несколько фильмов, после просмотра которого я не мог думать ни о какой другой картине. Первым был "Апокалипис Сегодня". "Второй была "Месть Ситхов". А третьим оказался "Взвод". И не потому он у Стоуна получился так хорошо, что там отличные взрывы и перестрелки, отличный сюжет и его развитие, а потому, что Оливер Стоун вложил в него душу, будучи сам ветераном Вьетнама и получив там "пурпурное сердце". Да и Вьетнам - больное место в воспоминаниях старшего американского поколения, пусть даже не обязательно побывавшего там...Любая война - будь то ВОВ или Афган, Вьетнам или Первая Мировая, или Чечня, или Косово, оставляют неизгладимые воспоминания тех ужасов, что творятся на этих войнах. Стоун показывает в своем фильме сам смысл войны - а там ведь по сути, у кого оружие и сила, тот и прав, в отличие от более цивилизованного общества. То есть, в этом плане люди на войне равны людям из первобытного общества. Может быть, кому-то не понраятся те жесткие и жестокие сцены, котомыми в изобилии полон фильм, но лучше посмотреть их, чем "геройские бравады" типа "Мы были солдатами" и другое. Этот фильм осуждает войну, а не поощряет ее, и не только в противостоянии героев имхо заложены главные мысли. Какая бы жестокость и насилие не были показаны в нем, он остается антивоенным.
Итак, обобщили, теперь конкретнее, что понравилось/что не понравилось.
Понравилось:
Музыка, то бишь главная тема. Я не знаю, кто именно писал ее и как именно, но получилось гениально. Это именно то, что по праву может считаться одной из главных частей в фильме, настолько она дополняет и наполняет фильм. Звучит она в самом начале и в самом конце, что тоже несет в себе смысд - это как тэг открывающий и тэг закрывающий в HTML, как begin и end во многих языках программирования, как утро и вечер. Когда музыка звучит в начале, она завораживает, заставляет смотреть фильм, не отрываясь, интригует нас, развивает чувство. В конце - подводит итог тому, что было сказано в фильме и усиливает то чувство во много раз, которое остается в нас после просмотра картины.
Начало картины. Там только начинается тема войны, тема противостояния между Барнсами и Элайсами, начинается не зря такими фразами типа "Эй, свежее мясо! Добро пожаловать во Вьетнам!" - уже здесь показывается враждебность людей друг к другу. Не зря фильм начинается с цитаты:
"Rejoice O young man in thy youth..."
- Ecclesiastes
Этим подчеркивается настроение молодежи, видевшей только освободительную войну, идеализировавшей ее - именно в этом смысл обобщения Криса Тейлора, попавшего в ад вместо рая, которым он представлял войну, причем попавшего по собственному желанию. Когда же он делает вывод из всего этого- он понимает, что ничего уже не вернешь, и этот вывод мы видим в конце фильма.
Противостояния двух лагерей. Барнс- Элайс, Тейлор - Банни, да и другие сцены противостояния показаны наиболее реалистично, но они не лишены смысла - Стоун имхо показывает сразу проигрышность ситуации для лагеря Барнса, что заключается в смерти его предводителя. Но режиссер оставляет нам надежду в конце фильма (какую? смотрите сами!), как бы говоря, что ОБА лагеря проиграли только потому что ввязались в это супер. Опять же, следует видеть самому. Стоун здесь ставит вопрос: что лучше - уйти от реальности и найти смысл в наркотиках (позиция самого Стоуна), либо не сопротивляться своей сущности и дать войне поломать тебя, превратить в орудие, жестокого зверя. И это - гениальность самого Стоуна, поставившего вопрос, ответ на который для каждого будет разным.
Рассуждения Барнса, Элайса и других. Стоун не очернял ни один лагерь, ни другой, представляя нам самим сделать выбор в чью-либо пользу, поэтому и многие слова Барнса не лишены смысла, да и его самого нельзя ни в коем случае причислять к абсолютным злодеям - мне лично он чем-то даже симпатичен:
Talking about killing? You all experts? You all know about killing? I'd like to hear about it, potheads. You smoking that shit so to escape from reality? Me, I don't need this shit. I am reality.
There is the way it ought to be, and there is the way it is. Elias was full of shit. Elias was a crusader. I got no fight with any man who does what he's told, but when he don't....the machine breakes down. And when machine breakes down we break down.
Слабость людей Элайса. Стоун и здесь не мог не показать глубину ситуации - да, с одной стороны жестокость Барнса и подоных ему, но с другой стороны - полная бездейственность людей Элайса - только Тейлор и сам Элайс по сути представляют какую-нибудь силу, а остальные могут только уговаривать, упрашивать:
Easy Barnes. Don't do it man. You go dinky dow in LBJ. Ten years for killing an enlisted man. Ten years climbing the fucking walls. Don't do it!
Между тем Тейлор наоборот проявляет инициативу и не представляет собой кучу бесформенного:
- You are all love Elias. You wanna kick ass. Well, here I am, all by my lonesome. And there ain't nobody gonna know. Six of you boys against me. Kill me. I shit on all of you.
- You motherfucker!
....
В ответ им Барнс издевательски заявляет:
- Death? What do you all know about death?
Или попросту вытирает ноги:
I shit on all of you!
Конец. Самая сильная часть фильма. Как много смысла в этих словах:
I think now, looking back we did not fight the enemy, we fought ourselves and the enemy... was in us. The war is over for me now, but it will always be there, for the rest of my days, as I'm sure Elias will be, fighting with Barnes for what Rhah called posession of my soul. There are times since I've felt like the child born of those two fathers. But be that as it may, those of us who did make it have an obligation to build again, to teach to others what we know, and to try with what's left of our lives to find a goodness, and the meaning, to this live.
Именно этим Стоун подводит итог всему тому, что было показано. Я не буду комментировать, пусть каждый судит сам.
Я думаю, не стоит говорить о касте и тому подобное. Естественно, такие актеры как Чарли Шин, Уиллем Дефо, Том Беренжер
и Джонни Депп (хоть он там появляется ненадолго) не могут сыграть плохо.
Итак, оценка. Естественно, я поставлю моему любимому фильму только 10/10. Это просто шедевр.
Все? Нет еще:
Dedicated to the men who fought and died in the Vietnam War.
Теперь все.
[COLOR=yellow]