Вот рецензия из "Игромании" № 05, 2006. Автор: Андрей Александров
Знаете, если бы игра The Elder Scroll IV: Oblivion была зажиточным бюргером и, как полагается порядочному зажиточному бюргеру, регулярно заглядывала в гости к психоаналитику, и на классический вопрос: «В чем ваша проблема? » она ответила бы следующее: «Моя проблема – это мои пиарщики и маркетологи ».
Ни для кого, наверное, не секрет, что с каждым годом в игровой индустрии все меньше значат Творцы, талантливые люди, которые искрят идеями и давно уже затерли до боли указательный палец руки, выдавая автографы (хотя эти парни трудятся с не меньше энергией, чем трудились их коллеги пять, десять или пятнадцать лет назад).
Миром компьютерных развлечений правят среднестатистические типчики, с молоком матери впитавшие в себя поучения Котлера, Блэка и других корифеев маркетинга и пиара. Из – за аккуратного, сливающегося со стенами любого офиса «дресс – кода» мы с вами практически не видим этих граждан – но они есть. И чем больше в их руках оказывается власти, тем заметнее становятся ошибки совершаемые ими.
Нынешний номер «Игромании» очень показателен в этом плане. Чуть дальше по журналу в пух и прах разбита кикимора отечественного розлива LADA Racing Club, чьи пиарщики отработали на пять, энергично раскрутив то, что раскручивать в принципе не стоило. В случае с Oblivion проблема совсем другая. Имея на руках мощнейший проект, люди, ответственные за его продвижение, зачем – то заставили всех нас искать на небе воздушный замок – и на короткий миг отвернуться от настоящих достоинств игры.
Для многих этого краткого мига оказалось достаточно, чтобы навсегда испортить свое впечатление от четвертой части The Elder Scrolls.
Ой, блин, вион
Камни со стен воздушного замка начинают сыпаться буквально в первые же минуты игры. Многие из вас наверняка помнят The Elder Scrolls III: Morrowind – блистательного предшественника Oblivion. Помнят путешествие на корабле для перевозки заключенных, помнят короткое обучение, беседу с Селулсом Гравиусом и дверь, открывающуюся в Сейда Нин, - небольшой прибрежный город, одного взгляда на который было достаточно, чтобы на долгое время потерять дар речи. За этими маленькими уютными домишками, за красивой гаванью, за могучим, забавно угрожающим ездовым жуком сразу же виделся целый мир – огромный и полный приключений. Пара минут, проведенных в Сейда Нин, заряжали многих энергией, достаточной для прохождения всей игры.
Сначала кажется, что Oblivion начинается точно так же. Сиродиил, столичная провинция Тамриэля. Наш новый главгерой – опять заключенный, который теперь обитает аккурат под дворцом императора. При чем в самой настоящей VIP – камере – именно здесь запрятана дверь в подземный переход, вырытый на случай «непредвиденных происшествий». Так что нет ничего странного, когда в дальнейшем конце сырого коридора в сопровождении стражников появится сам император Уриэль Септим. Дедушка сегодня явно встал не стой ноги: по пятам за ним мчатся полчища воинственных культистов, а он хватается за амулет на груди, и буравит бедного зэка взглядом и бормочет нечто вроде: «Вот именно этот человек являлся мне в сновидениях, именно он должен спасти наш мир». Неожиданно наступает амнистия, и страже приходится взять нас с собой. Дальше все происходит по накатанной схеме – мы плетемся по сырому подземелью, помогаем защищать императора, параллельно обучаясь игре и создавая «ролевой портрет» своего персонажа. Под конец прогулки Уриэля, конечно же, убивают, но прежде чем испустить дух, он отдает нам амулет в комплекте с наказом отнести побрякушку «куда надо». По всему Сиродиилу тем временем открываются врата в параллельное измерение Обливион, откуда валом прет всякая зараза. Пора спасать мир, избранный! Дверка на заветную «улицу» открывается и…
… и графический движок Oblivion, один из самых современных и высокотехнологичных на сегодняшний день, рисует нам следующую картину: скромное озерцо, безжизненная и что – то там на горизонте. Мы снова на долгое время теряем дар речи. На этот раз – от пустоты и разочарования, которыми веет с той самой равнины.
Через несколько минут игра понимает свою ошибку и начинает реабилитироваться. В закоулках казавшегося мертвым мира что – то начинает шевелится, хлопать глазами и издавать звуки. Вот мы любуемся привязанной к пристани лодкой, а чуть дальше по берегу разыгрывается настоящая баталия: безымянный лучник отстреливается от наседающих на него крабов. Мы приходим на помощи и вместо «спасибо» получаем стрелу в живот. Да, к местным законам еще придется привыкать…
С каждой минутой мы очаровываемся все больше и больше. Долгое путешествие по свернутой в кольцо дороге. Редкие домики, заброшенные руины и нападающий из засады враги. Красивые пейзажи, которыми хочется любоваться, подолгу вращая камеру и выбирая успешные ракурсы. Всполохи факела в руках одинокого стражника на лошади. Он уже знает о смерти императора – и в голосе его звучат испуг и растерянность. А еще этот постоянно мелькающий на горизонте Imperial City – манящий город на острове, попасть куда не так просто, как кажется.
Примерно в этот момент игры мы начинаем чувствовать игру. Мир Oblivion обречен. И именно по – этому в нем хочется жить.
Люди – бревна
Увы, но как только игра возвращает наше доверие и более или менее твердо встает на ноги, ей ставят очередную подножку. Причем настолько сильную, что от воздушного замка мигом отваливается целая стена.
Radiant AI. Вещь, на которую была сделана главная ставка при раскрутке игры. По обещаниям разработчиков, эта система поведения игровых персонажей должна была делать их самыми «живыми» за всю историю компьютерных игр. Сценка с владелицей магазина, которая предложила главгерою подняться на второй этаж, потом поупражнялась в стрельбе из лука, прочитала книгу и спалила файерволом надоедливую собаку, потрясла, наверное, всех, кто ее видел или хотя бы читал о ней в специализированной прессе. «То ли еще будет!» - оживленно раздавалось из PR – рупоров. Обещалось, что каждый персонаж в игре получит собственный характер, собственные привычки и цели, причем как сиюминутные, так и глобальные.
В первые минуты, проведенные в Imperial City, создается впечатление, что столицу наводнила какая – то совершенно дикая и необразованная челядь, которая выжила «интеллигентов» с Radiant AI – образованием. Увы, но в остальных городах Сиродиила разразилась та же самая социальная катастрофа – по улицам бродят полчища клянчащих денежку бомжей и хмурые стражи – клоны, а так называемая «богема» ведет нескончаемы разговоры о духе: «А ты слышал, что в магазине за углом продают гламурные доспехи?». Честное слово, жизни в Oblivion ничуть не больше, чем в старушке Gothic. При этом в «Готике» персонажи хоть вели себя естественно – здесь же вокруг игрока то и дело творится натуральный цирк – шапито.
Увы, провал практически всех пунктов из описания Radiant AI – не единственная претензия, которую можно предъявить к программистам искусственного интеллекта. Очень плохо, например, совместные действия, когда в компанию игроку набиваются управляемые компьютером союзники. Драка в их исполнении напоминает игру в рулетку – никогда не поймешь, на который по счету раз болванчики смогут грамотно распределить цели и атаковать противников. Вообще, учитывая заметно возросшее количество массовых свалок, игре не помешал бы простой интерфейс управления соратниками – но, увы, надеяться можно только на разработчиков модификаций.
Разочарованными останутся и те, кто любит баловаться в играх воровством. Дело в том, что на похищенных вещах в Oblivion, похоже, пишется большими буквами «украдено», - даже если вы отправляетесь на другой конец света, ни один нормальный продавец не купит их у вас. Так что приходится искать редких скупщиков краденного и сбывать им свой скарб. На самом воре, кстати, тоже большими буквами пишется «вор» - любой городской стражник с огромного расстояния замечает, что в сумке у нас чужие вещи, и тут же предлагает или платить штраф, или топать в каталажку. Хотя, конечно, можно и еще и просто набить блюстителю закона морду.
Но это еще не самый большой абсурд. В начале своего путешествия игрок поучает настоящую лошадь. В компании с ней любая дорога становится короче и – три раза «ха – ха!» - веселее. Представьте сами: вот на одинокого конника из кустов выскакивает очередной бандит с огромным топором. Мы спешиваемся, обнажаем меч и… начинаем тыкать противнику в бок – глупый AI уже заклинился на лошади и увлеченно пытается распилить ее на котлеты. Бедное животное, в свою очередь, молотит негодяя копытами. Причем лошадки в Сиродииле явно особенной породы – даже если не вступать в бой, а стоять в сторонке, парнокопытное почти всегда забивает противника.
Ну а теперь – продолжение банкета! Только наш четвероногий танк успевает расправиться с наглым бандитом, как из соседних кустов выскакивает второй и, выхватив лук, всаживает стрелу прямо в массивный круп бедного животного. Разворот, заход на новую цель, сближение и следующая сцена: по окрестным равнинам носится «паровозик» из лучника, который пытается держаться на расстоянии, лошади, увлеченно размахивающей копытами на злодея, и ничего не понимающего игрока. Чуть выше мы уже употребляли словосочетание «цирк – шапито» - можно повторим его еще раз, хорошо?
Но вот игроку удается прорваться к врагу – и боевая система мигом являет себя во всей красе и безобразии. Контактные схватки в Oblivion сложны и захватывающи – противник мельтешит вокруг героя как заправский ниндзя, постоянно выскакивая из поля зрения и нанося удары в бока и спину. Причем делает это он с такой скоростью, что иногда просто не понимаешь – в какую сторону негодяй упрыгнул на этот раз? Дистанционный бой спасает далеко не всегда – и лук, и большинство заклинаний приходится нацеливать, а сделать это, учитывая сверхменевренность противников, временами достаточно сложно.
Зато радует появление stealth – режима. Подлый удар в спину не подозревающему врагу наносит в несколько раз больше повреждений, чем обычный тычок тесаком, - это однозначно наш метод, друзья! Да и сама система работает «честно» - если передвигаться аккуратно, подойти к противнику незамеченным не составит труда.
Правильная история
Ну что, Oblivion? Как же ты реабилитируешь себя на этот раз, какой звонкой монетой расплатишься с игроками за неполученный Radiant AI и странноватую боевую систему?
Ответ прост – увлекательным сюжетом. В отличие от Morrowind, который буквально давил игрока своими размерами и масштабами, Oblivion берет другим – насыщенностью. Короткая прогулка по Imperial City – и игрок забывает про поручение Уриэля, ввязываясь в множество побочных квестов. Задания выдаются буквально на каждом углу: даже случайный разговор с обычным прохожим может вылиться в долгую беготню по всему континенту. И мы еще молчим про огромное количество гильдий (магов, бойцов, воров, убийц), чьи линейки квестов почти не уступают основной компании.
Отдельную пятерку в дневник получают сценаристы: стандартные задания «отнеси», «убей» и «собери» в Oblivion отступают на второй план, пропуская вперед продуманные до мельчайших деталей квесты. На пристани вам сообщат, что в таверне ошивается гражданин, который недорого продает свой дом. Несколько минут поисков – и вот вы уже смотрите убранство жилища. Потом пять тысяч условных единиц покидают ваш карман. Вдоволь нагулявшись по новой собственности, вы или отправляетесь путешествовать дальше, или ложитесь спать и… обнаруживаете, что в доме обитают приведения. Их выселение и наказание нерадивого продавца – отдельная долгая история…
Традиционная ложка дегтя опять же на месте. Не понятно зачем разработчики привязали уровень большинства противником у уровню героя. То есть растете вы – «растет» и окружающий мир. Подобный подход придает Oblivion некоторую стерильность – в нем почти нет как легких, так и сложных заданий, лишь «арифметически усредненные». Развивать персонажа, опять же, становится неинтересно – зачем к этому стремится, если враги автоматически подрастут до той же планки?
Хотя сама ролевая система потрясающе хороша. Отточенная за три больших игры и сумасшедшее аддонов, в Oblivion она почти достигла идеала. У каждой из рас есть предрасположенность к тому или иному стилю игры (орки – отменные вояки, высшие эльфы рождены быть магами), знак зодиака добавляет какой – нибудь приятны перк вроде увеличения магической силы, а от выбранного класса зависит распределение умений – стрельбы, использование брони, алхимия – между основными (очень сильные изначально; быстро прокачиваются) и дополнительными (прокачиваются медленно). Рост умений подтягивает за собой общий уровень, игрок то и дело выбирает, какие из базовых характеристик надо повысить, - красота!
Отдельно стоит поздравить магов. Дело в том, что Morrowind «магика» (местный аналог манны, расходуемый на использование заклинаний) восстанавливалась только во время отдыха или сна. Это делало игру за мага ужасающе сложной. В Oblivion «магика» капает в любое время, причем с достаточно высокой скоростью.
Эльфы на экскурсии
Качественные квесты в Oblivion подкреплены роскошной графикой. Сам движок, если честно, оставляет очень двойственное впечатление. С одной стороны, он отрисовывает огромные открытия пространства, в нем отлично сделано освещение (видели бы вы, какая здесь роскошная смена дня и ночи!), проработанный лес и трава. Но с другой стороны, «на свежем воздухе» слишком сильно заметен сброс детализации в зависимости от расстояния. То есть если в близи все в порядке – деревья там, камушки, травка, красивая почва, - то стоит присмотреться к холмику вдали, как вы увидите, что он состоит из скромного количества полигонов, обтянутых кошмарно размазанной текстурой. Отвратительный контраст.
Картинку, однако, вытягивают дизайнеры. Мир в Oblivion намного компактнее, чем в Morrowind, и благодаря этому в нем почти нет «мертвых» мест, он уютен и мил. Немного странно на этом фоне выглядит возможность моментально перенестись к одной из ключевых точек на карте – ведь пользуясь ей, игрок пропускает почти все увлекательные путешествия.
Ну а самое прекрасное в Oblivion – это населенные пункты. Imperial City, как и большинство столиц, подавляет своими размерами, размахом, статностью. Разбросанные по всей карте провинциальные городки наоборот, притягивают. Каждый из них обладает своей планировкой, своим уникальным архитектурным стилем своими уютными местечками. Да, это, наверное, прозвучит пафосно и забавно, но у любого населенного пункта в oblivion есть неповторимая душа, есть тайные легенды. И, путешествуя по миру, иногда начинаешь чувствовать себя настоящим туристом, который, попав в новый говор, разевает рот, долго бродит по улицам и делает скриншоты – фотографии.
Красоту внешнюю подкрепляет музыка – она спокойна, не отвлекает от процесса и в то же время отлично подходит ко стилю игры. Джереми Соул явно получал свой доллар не зря.
И, увы, опять приходится возвращаться к недостаткам. Анимация в игре просто ужасна. Популярное в игровой среде прессе определение «буратины», наверное, идеально подходит к местным персонажам. И еще: никогда, слышите, никогда не нажимайте на кнопку прыжка при включенном виде от третьего лица!..
Технология создания лиц FaceGen, о потрясающих возможностях которой нам так много рассказывали, тоже оказалась очередным громким пшиком. Долго распинаться об этом нет смысла, достаточно сказать, что в отсутствии красивых персонажей женского пола виновата именно она.
***
Если честно, мы совершенно не понимаем серьезные зарубежные игровые издания, которые один за другим лепят игре почти стопроцентные рейтинги. За что, коллеги? Многочисленнее фанаты рассказывают об Oblivion взахлеб, но на то они и фанаты. В тоже время в огромных на десятки страниц, Интернет – обсуждениях зачастую проскальзывают обиженные высказывания в духе: «А вот это обещали, но не сделали!» или «А вот здесь непонятно зачем поменяли – раньше ведь лучше было!».
Игры серии The Elder Scrolls никогда не были идеальными. Вспомните, сколько недостатков было у Morrowind – и какой в итоге оказалась его судьба. Мы просто уверенны, что, несмотря на все вышеописанные проблемы, Oblivion будет одной из самых популярных RPG в истории жанра, обрастет огромным количеством официальных аддонов и любительских модификаций. Жаль только, что там в Bethesda, это так и не поняли – и «нарисовали» нам совсем другую игру.
P.S. даже с авторскими ошибками написал
P.P.S. разешаю мне памятник при жизни поставить
P.P.P.S. бля!!! да я себе пальцы сточил!!! megalol.gif