Джеймс Бонд - самый несекретный агент в мире, работает на британскую разведку; особенности: очень много пьет и много девушек
соблазняет. Итан Хант - также любит поиграть с разными гаджетами, правда, конечно, таким большим списком постельных баталий как Бонд похвастаться не может, но все равно очень даже крут; особенности: не берется ни за одно задание, если его не назовут невыполнимым, в оном случае, даже за хот-догами сбегает, наверно. И если деятельность этих героев хоть как-то связана с работой на благо общества, то Борн является неприкрытым эгоистом - все три фильма работает исключительно на себя: если жизнь спасать - то свою, если память восстанавливать - то опять же, свою. Шутки шутками, а ведь Джейсон Борн более всего подходит под описание секретного агента.
Фильмы про Джейсона Борна сильно отличаются от похождений Бонда и Итана Ханта. Если в последних двух сделать "все чисто" означает что-то вроде "не оставить никого в живых" или «разнести все к чертовой матери», то в "... Борне" количество жертв как раз стараются свести к минимуму.
Большие взрывы, массовые перестрелки, масштабные разборки - это не то, что следует ждать от "Борна". "... Борн" - это тактический экшн, и надо сказать, прекрасный тактический экшн! На экраны фильмы подобного жанра выходят редко, но если уж выходят, делают это на должном уровне. Сцены преследования более всего похожи на игру в шахматы, только вместо фигурок люди и смотрится все гораздо более динамично. Эти самые преследования, собственно, и есть сам фильм. С первой и до последней минуты герои пытаются обмануть друг друга, получить преимущество и оказаться ближе к собственной цели. В такой обстановке каждый шаг может стать ошибочным, а каждый вздох - последним. Все это не может не держать в напряжении.
Без музыки, ни один фильм бы не получился таким, каким должен быть. Именно музыка задает темп, задает ритм и настроение. Без музыки кино было бы более всего похоже на слова лишенные эмоциональной окраски: вроде бы все ясно, но что делать неоднозначными фразами, например? И "... Борн" не исключение. Музыка здесь идеально вписывается в общую картину происходящего.
Еще пару слов - о прекрасных боевых сценах <- вот они.
Если серьезно, то я насчитал целую одну длинную сцену рукопашного боя, но зато какую сцену! Лично меня подобные разборки последний раз держали в напряжении, когда Гудвин пытался всадить пулю в Фестиваля, а Фестиваль пытался всадить пулю в Гудвина ("Параграф 78, часть 2"), а вспомнить что-нибудь до этого не получается.
География «Ультиматума…» не ограничивается одним городом, действие происходит нескольких городах разных стран. И каждый раз, когда на арену выходит очередная гордость какой-нибудь державы, оператор радует отличным панорамным ракурсом местных достопримечательностей. Еще несколько удачных мыслей - и на этом список заслуг Оливера Вуда заканчивается. Я уже просто не знаю, как еще выразить словами всю мою не любовь к дрыгающейся камере. Нет, надо же, как модно стало снимать фильмы, находясь в состоянии эпилептического припадка! Конечно, здесь все далеко не так плачевно в этом плане, как в фильмах Кончаловского, но местами становится довольно проблематично разобрать, что происходит на экране. Но истерическая камера - это не единственный минус. Также стоит отметить большое количество крупных планов. И я говорю не только о тех крупных планах, когда во весь экран показывают чье-нибудь красивое (или не очень красивое, или совсем некрасивое) лицо: даже во время погонь камера не чурается крупных, и не самых удачных, планов техники. Вот уж точно промах, так промах. Очень даже обидный промах, я бы сказал, ведь смотреться это все могло просто ахово.
Есть еще одна не самая положительная сторона - диалоги. По большому счету это касается только тех диалогов, которые были в начале фильма (дальше уже как-то болтовне и не так много времени уделяется): да, они скучные и неинтересные, но и это было бы не так страшно, если бы не смертельный (для нервной системы) дуэт с припадочной камерой, которая даже в такие моменты умудряется «прыгать»*. С одной стороны раздражает картинка, с другой - полное отсутствие действия на экране.
Однако сценаристов ругать не стоит. Не стоит по той простой причине, что не стали извращать историю и не напичкали кучей банальных (или небанальных) ненужных шуток. Да, а если бы и напичкали, то продюсеры, наверно, вырезали бы. В любом случае, юмор и Борн - понятия взаимоисключающие, что только на руку всему фильму. Отсутствие шуток только бы испортило ту атмосферу, которой он обладает.
"Ультиматум Борна" - превосходно выполненный тактический триллер. Он держит в напряжении, он потрясает своим действием, он влюбляет в себя своей атмосферой. Он не выбивается из общей концепции предыдущих частей, а наоборот, является достойным продолжением. Может, кому-то покажется апогеем трилогии.
* Хотя возможно оператор в кинотеатре буянил в своей рубке.