Догвилль (Dogville), 2003
страна Германия, США, Дания, Швеция, Финляндия, Франция, Япония, Великобритания, Нидерланды, Италия
режисcер Ларс Фон Триер
В главных ролях: Николь Кидман , Харриет Андерссон , Лоурен Бэколл , Жан-Марк Барр , Пол Беттани , Блэр Браун, Джеймс Каан, Патриция Кларксон, Джереми Дейвис, Бен Газзара.
1930-е годы. Спасаясь от гангстеров, юная Грэйс оказывается в городке Догвилль где-то в Скалистых горах. Местные жители нехотя соглашаются приютить беглянку, если она будет работать на них, но затем их запросы становятся непомерными, а страх разоблачения превращает обывателей в жестоких подонков.
Постепенно Грэйс становится рабыней тихих обитателей Догвилля, убеждаясь, что в этом городе у доброты есть оборотная сторона. Однако никто не знает, как опасна может быть Грэйс. Вскоре Догвилль пожалеет, что посмел обнажить свои клыки…
***
После съемок «Танцующей в темноте» Ларс фон Триер сказал в одном интервью: «Может быть, мне вообще никогда больше не придет в голову ни один сюжет для фильма. Я чувствую себя таким умиротворенным, таким спокойным. Я счастлив, что живу. Как будто только что вернулся из Вьетнама: разумеется, очень скоро я начну убивать людей на площадях, но пока что я просто радуюсь, что живой». Фильм «Догвилль» стал очередной площадью фон Триера. Николь Кидман стала его жертвой.
Догвилль – гениальное творение великого мастера. Фильм выделяется великолепной актерской игрой, для которой не требуются ни декорации, ни костюмы, ни какие-либо другие визуальные излишества. Я не представляю, что нужно вытворять на съемочной площадке для того, что бы заставить актеров так играть. Ты проживаешь жизнь вместе с ними. Буквально на физическом уровне ощущаешь страдания и унижения героини Кидман, чувствуешь, как шею трет ошейник…
Фильм выступает с жесткой бескомпромиссной критикой общества, открывает все его пороки, болячки и недостатки, заглядывает в душу и бесцеремонно срывает маски, обнажая голые чувства.
Фильм оставляет очень гнетущее настроение, он привязывает к ногам огромные гири… Главной причиной является то, что во многих героях картины узнаешь самого себя, своих знакомых и родных. И не видишь выхода...
Когда-то Триер просил журналистов не рассказывать, чем закончится «Танцующая в темноте». Пересказывать финал «Догвилля» еще более бессмысленно. Но в конце у зрителя возникает ощущение, что на этой земле наконец-то восторжествовала полная, светлая, прекрасная справедливость, что победило – нет, не добро или злое, а что-то гораздо более важное. Триер – гений манипуляции: он в очередной раз заставляет зрителя через полнейшее унижение, что бы в конце испытать невероятное блаженство. Потом, придя домой, счастливый зритель вдруг понимает, чему он так радуется, и проваливается в ад.
Режиссера обвиняют в том, что он показал чудовищную Америку, что это об Америке слова Грейс: «Если есть город, от отсутствия которого всем станет лучше жить, то это Догвилль». Нет, он снял воображаемую Америку, нарисованную мелом на черном полу, проступающую на старых фотографиях времен Великой депрессии, улыбающуюся в старых фильмах с Хэмфри Богартом, в телепостановках, в кошмарах на улицах Вязов.