Прощай Планета…
“Вы и вправду считаете, что те люди, вели бы себя так
самоотверженно, зная, что на карту поставлена их жизнь?”
Эдриан Хелмсли
“Когда мы прекратим биться друг за друга, то
мы лишимся того, что делает нас людьми.”
Джексон Кертис, «Прощай Атлантис»
Пожалуй, ничто не может так откровенно паразитировать на всеобщих веяниях и паранойи, как кинематограф. Стоило людям заговорить о проблеме 2000 года, как на головы зрителей начали сваливаться разнообразные апокалиптические ленты околонаучной и религиозной тематике. Как только над целостностью планеты начало нависать предсказание майя о Конце Света, как киношники тут же взялись эксплуатировать и эту тему. Тема на самом деле очень добротная. Во-первых, возникла не на пустом месте и веками ждала, когда на неё не набросятся все скопом. А во-вторых, в преддверии злокозненной даты весьма актуальна.
Роланд Эммерих всегда подходил к катастрофам очень тщательно. Его «Послезавтра» при всех своих недостатках все же был чем-то вроде манифеста о защите планеты от глобального потепления, в то время как Америка не собиралась ратифицировать Киотский протокол. Но если прошлый раз Эммерих снял фильм-предупреждение, то на этот раз он решил обойтись без компромиссов. Никаких вариантов спасения, отсрочек и путей исправления не будет. Планету ждет глобальный катаклизм независимо от действия людей. Поэтому основная модель повествования держалась на действиях людей во время вселенского бедствия. На их решениях и поступках.
И вот тут-то кроется главный спорный момент фильма. Через весь событийный ряд не раз проходит тема самопожертвования и стремления помочь ближнему своему. Вопрос достаточно щекотливый, и тут можно сказать, что Эммерех, пожалуй, снял не только самый пафосный из всех своих фильмов, но и один из ярчайших и масштабных фильмов о самопожертвовании. Кого-то это будет наиболее сильно угнетать даже больше, чем невероятная удачливость героев. Рояли в фильме выпрыгивают не только из кустов, но из шкафов, вместо скелетов. Любить такую концепцию поведения или возненавидеть, каждый решит для себя сам, но её реализация может только порадовать. И тут не обошлось без убедительности, с которой актеры произносят свои пламенные речи.
Стоит вспомнить, что основной отличительной чертой многих фильмов Эммериха, помимо масштабного размаха и зашкаливающей пафосности, является наличие запоминающихся персонажей. Временами кажется, что своих героев он любит больше, чем разрушаемые им города и монументальные здания, поэтому с такой доскональностью он и прописывает их образы. И дело не только в их эксцентричности, сколько в мелких деталях их манеры поведения. Данный фильм не стал исключением. Что немного сумасшедший радио-ведущий, встреченный главным героем в Йеллоустоунском заповеднике, что русский олигарх, который стал одним из действующих лиц, что властолюбивый политик, которого блестяще воплотил Оливер Платт. Все они представляют определенный архетип людей, со свойственными им штампами, но смотрятся настолько живо и правдоподобно, что запомнятся надолго. Вот только по своей наполненности, они заметно уступают «Годзилле», в которой было куда больше интересных личностей.
Многие события фильма предсказуемы и вполне ожидаемы. Серьезных сюжетных открытий и поворотов в фильме не будет, но это не делает его менее интересным. Он больше всего походит на американские горки, когда ты знаешь, что тебя ждет, заранее видишь все повороты и изгибы, но все равно не можешь сидеть спокойно. А что главное в подобных аттракционах? Яркие впечатления! А ими-то фильм полон через край. Разрушения и катаклизмы представлены на любой вкус, от небольших трещин, до гигантских цунами. И в этой каше и пытаются выжить герои, выходящими “сухими из воды” за мгновение до гибели. Подобное везение настолько невероятно, что просто хочется в него верить! Можно сожалеть лишь об одном. Что после извержения Йеллоустоуна, динамика фильма сбавила обороты, и события уже не потрясали так, как два первых масштабных катаклизма.
Данный фильм можно воспринимать как комедию, масштабные разрушения или воодушевляющую притчу о силе и благородности человеческого духа. В любой из этой области, лента неплохо справляется с задачей. Порой она невероятно смешна, порой может удивить масштабностью размаха, а порой умилиться добродетельностью поступков персонажей. Единственным, кому следует пройти мимо фильма, это закоренелым циникам. После того, как герои в десятый раз попытаются пожертвовать собой, чтобы кого-то спасти, у них может начаться приступы неприязни.
Один из тех фильмов, которые не жалко пересмотреть несколько раз!
Сцена на пять баллов
“Охренеть! У меня аж мурашки по коже!”
Чарли Фрост
В фильме полно катастроф и катаклизмов, разрушений и трагедий. Разного масштаба, степени реалистичности и драматизма. Но для меня, наиболее запоминающейся сценой, все же, будет первое масштабное разрушение. Землетрясение в Калифорнии!!! Это настолько невероятно, масштабно и напряженно, что челюсть постепенно опускалась все ниже и ниже. Даже словами не передать, всю завораживаемость и продуманность постановки этих сцен. Автомобиль героев подпрыгивает на разломах, проезжает сквозь здание, и все это на фоне насколько красивого “осыпания” города, что невозможно отвести взгляд.