Ролики убивают всю интригу! Ну почему половина анонсов и роликов убивают всю интригу? Почему о событиях и персонажах, появляющихся после середины фильма сообщают когда не лень? Почему рекламщики не могут не рушить то, что некоторые выстраивают с четким расчетом? Чертовы рекламщики…
* * *
У фильма нехилый разброс по части отзывов. Одни критики ставят 0 баллов, другие 100.
* * *
Тут интересно, чего ждали от фильма? Крутых крушений? Масштабных спецэффектов? Признаться, после ролика тоже этого ждал. После «Я, робота» предполагал, что будет больше динамики. Вышло все иначе. Сразу и не скажешь, что же это за фильм. Малое количество катастроф, вялость происходящего первую четверть фильма (после окончания ретроспективных сцен), некий… отход от стандартного понятия «фильм-катастрофа».
На самом деле чуть не вышло разочарование. Но в фильме все же есть искра. И если вначале она еле тлеет, то постепенно она разгорается и просто выносит мозг. Что это? Фильм катастрофа, но без привычного для Голливуда блеска, патриотичности, всемирной пафосности и стандартности повествования. Пройас решил снять фильм об апокалипсисе, но пойти другим путем. Путем семейной драмы с примесью религиозных и научных мотивов.
Сюжетная канва очень проста. Обычному человеку в руки попадает листок исписанный цифрами, с указанием данных о наиболее значимых катастрофах. Случайно разгадав этот код, герой стремится их предотвратить еще не произошедшие бедствия и узнать предназначение данного послания. Что можно ожидать от такого незамысловатого сюжета? Борьбу человека с обстоятельствами, в которой он или выиграет или проиграет. У некоторых режиссеров эта битва имела бы мировой масштаб, с подключением мировых спецслужб, или одинокую одиссею в постоянно выскакивающими “роялями”. Пройас пошел по другому пути, нежели Бей или Шьямалан, и снял увесистую драму о неспособности противиться предопределению, об отчаянии и апатии, с вылезающей из кустов вечной проблемы отцов и детей.
Повествование идет уж очень нестандартно для подобных фильмов. Неспешно и ненавязчиво. Все внимание концентрируется на взаимоотношение отца и сына, с небольшим отвлечением на вещи всемирного масштаба. И если начало фильмы местами вызывало приступы дремоты, то под конец, фильм притягивает к экрану не слабее крупного блокбастера. Скоротать начальные эпизоды помогает выстроенное режиссером атмосферное напряжение, свойственное триллерам и фильмам ужасов. Сначала даже не понятно, в какую сторону пойдет история, в мистику, в фантастику или все же в катастрофу. Неопределенность совместно с постепенными изгибами сюжета делает фильм совершенно непохожим на то представление, которое складывается по трейлерам и анонсам.
Что касается постановки, то она по большему счеты не вызывает нареканий, особенно сцены катастроф. Снятые в стиле прямого вживания, бедствия представляются не как красивые БаДаБуМы, с четко распланированными ракурсами человековредительства, а как нечто ужасающее, внезапное и ошеломляющее (с поправкой на мягкий рейтинг фильма). Сцены катастроф и гибели людей не смакуются. Применением рваного монтажа и трясущейся камеры, достигается эффект присутствия, который позволяет чуть лучше понять чувства героя. В довесок можно назвать не менее удачные сцены паники и хаоса перед надвигающейся катастрофой.
Музыка в фильме не менее удачная. Но существенный недостаток заключается в излишней отстраненности. Если в экшен-сценах музыка отлично ложится на видеоряд, то во всех остальных она может восприниматься как нечто отдельное, не прижившееся и, из-за этого, слишком выпирающее.
Оставив за бортом научные гипотезы и их реализацию, Пройас свел количество возможных ляпов к минимуму. Это фильм не о борьбе против природы, не о борьбе за судьбу человечества и не о жертве ради других. Это фильм о принятии действительности, принятии своей судьбы и следовании своей цели. Пройас в конце наконец-таки сделал то, на что не смогли отважиться ни Майкл Бей с Мими Ледер, ни Роланд Эммерих со Скотом Дерриксоном, ни даже Шьямалан. И этот эпизод надолго оставит выжженный след на сетчатке глаза.
Четко осознаю, что фильм не всем придется по вкусу. Если вы хотите высокобюджетных масштабных взрывобастеров в красивой упаковке с примесью глупостей, гламура и пафоса, то бегите к Майклу Бэю и Роланду Эммереху. Если не прочь посмотреть отчасти мистическую неспешную катастрофу, в котором количество разрушений не превышает количества драмы, то можете ознакомиться с этим неоднозначным, но все же превосходным фильмом.