«99 франков» – экранизация одноименного романа Фредерика Бегбедера. Книга – цербер, и вгрызается она в рекламный бизнес. Сам Бегбедер не понаслышке с ним знаком, так что острые слова бьют в самые слабые места тех, на кого сатира направлена. Наверно, все-таки не зря его уволили из агентства, где он работал, после выхода романа.
Чтобы от чего-то отталкиваться, можно сравнить этот фильм с экранизацией другого, но тоже сатирического романа, «Здесь курят», вышедшей больше года назад. Если в фильме «Здесь курят» на главных ролях диалоги, остроумные, сложные ироничные диалоги, то здесь вся сатира строится в основном на ситуациях и действиях.
«99 франков» - очень жесткий фильм, юмор действительно грубый, но, конечно, от этого он не перестает быть плохим. Очень жесткая сатира. В конце концов, какова основная цель сатиры? Обличить объект насмешек, представить его в смешном, уродливом виде. Собственно, фильм выполняет свою цель на все сто процентов. Герои действительно могут вызвать отвращение, а идиотизм многих вещей действительно может вызвать иронические насмешки.
Ладно, с наполнением разобрались. Теперь стоит отметить прекрасную актерскую игру, Жана Дюжардена (исполнитель главной роли) в первую очередь. В образ он вписался, просто идеально. Смотрится просто шикарно. Именно благодаря игре таких актеров порой и забываешь совсем, что смотришь кино. Именно благодаря таким актерам конкретная кинопленка в какой-то момент перестает быть просто кинопленкой, превращается в другой мир, в котором можно утонуть при должном настрое.
Раз уж речь зашла о другом мире, нельзя не сказать о режиссере. Вернее, о нем надо было говорить в первую очередь. Ведь это он ответственен за создание атмосферы и прочее. Так вот, такая грамотная режиссура просто не может не впечатлить. Особенно хорошо все это проявляется в середине и в конце фильма. Под конец, так вообще крышу может сорвать. Главное, не упустить и понять, что же там произошло. Так что, фильмография Жана Коунена, человека, который уже отметился (чтобы это не значило) «Доберманом» и «Блуберри», пополнилась еще одной безусловно сильной работой.
Что касается непосредственно самого созданного мира. Несмотря на то, что номинально это комедия, фильм мрачен. Хотя, в принципе от этой мрачности комедией он быть не перестает, так что это вполне можно назвать мрачной комедией. «99 франков» местами напоминает молодежную комедию, местами становится чистой сатирой, местами очень живой драмой, местами жуткой фантасмагорией (стойким бредом, проще говоря), но это ощущение мрачности никуда не девается. Может все из-за позитивного начала? В любом случае, на всем протяжении фильма не покидает ощущение безысходности, пессимизма, или еще чего-то в этом роде. Да, пожалуй, это из-за чересчур позитивного начала.
Чтобы как-то реабилитировать диалоги, о которых, как могло показаться, вначале не очень хорошо было сказано, надо отметить: диалоги и монологи, и здесь, местами, очень даже хороши. Собственно, без лишних слов, все по делу и все во время. Нередко очень хорошие, глубокие мысли звучат. Нередко, очень красивые и грамотные речевые обороты. Хотя в этом, наверно, еще и заслуга наших локализаторов есть. В общем, «99 франков» и глаз может порадовать, и ухо.
Если фильм не зацепит, то станет очень серьезным испытанием на усидчивость. В остальном, если жанр не противен, то посмотреть, конечно, стоит. Любители именного этого жанра, должны оценить. Хотя бы потрясающую режиссуру.