Интервью с режиссером Дэвидом Йэтсом
Источник: Coming Soon
Текст: Эдвард Дуглас
Дата: 13 июля 2009 года
Руководство большой кинофраншизы, основанной на популярной серии книг, является сложной задачей и может потребовать вовлечения множества режиссеров. Именно поэтому Крис Коламбус поставил лишь первые две части «Гарри Поттера», а Альфонсо Куарон и Майк Ньюэлл лишь по одному фильму каждый.
Когда Дэвид Йэтс был назван новым режиссером фильма «Гарри Поттер и орден Феникса», мало человек было знакомо с его творчеством, и только англичане знали, что он руководитель множества популярных телевизионных проектов, включая мини-сериал «Большая игра». Для продюсеров Дэвида Барона и Дэвиад Хеймана это, тем не менее, был очень смелый шаг, который, все же, принес свои плоды. Сейчас Дэйвид, режиссер не только пятой части киносериала, но и шестой, а так же, разбитой на две части, заключительной части саги.
Шестой фильм «Гарри Поттер и Принц-полукровка» уже вышел на экраны, и это удивительно светлый фильм, в отличие от предыдущей части. Хотя Пожиратели Смерти терроризируют внешний мир, они совершенно игнорируют Хогвартс, где Гарри, Рону и Герминоне приходится столкнуться с подростковыми проблемами, присущими людям 15-16 лет.
На одной из пресс-конференцей, журналистам удалось поговорить с Йэтсом о новом фильма и о его планах на последующие части. И ComingSoon с радостью сообщает эту информацию.
Пять лет назад я говорил с Дэвидом Хейманом о четвертом фильм – это еще до того, как вы стали режиссером пятой части – и он сказал, что одному режиссеру будет не под силу возглавлять съемки последующих частей, поскольку пре-продакшен и пост-продакшен будут накладываться друг на друга. А вам каким-то образом удалось руководить производством четырех фильмов. Вы прочитали седьмую книгу и поняли, что придется напрячься, чтобы не покинуть съемочную площадку последних фильмов?
Это случилось из-за успеха пятой части. Все получилось достаточно хорошо, и люди на студии, а так же Дэвид были довольны проделанной работой, что еще до премьеры пятой части предложили мне поставить шестую. Мы собрались на совещании, чтобы обсудить дальнейшие планы, и они сказали, “Мы думаем поручить вам шестую часть, но вы сможете сделать комедию?”. Я ощутил себя актером на прослушивании, у которого спрашивают “Вы можете ездить на лошади? Вы сможете говорить с французским акцентом?”. Я ответил “Конечно, я могу сделать комедию!”. Я люблю комедии. Так мы начали работу над 6й частью. И когда мы отсняли половину фильма, они подошли и просто сказали “Мы знаем, что это звучит невероятно, и прибавит много работы, но мы хотим, чтобы Вы взялись за 7й фильм. Это значит, что Вам придется быть в трех местах одновременно…” Вы должны их просить, почему они попросили меня об этом.
Актеры говорили, что любой режиссер после завершения съемок стареет лет на 20. Вы чувствовали это по завершению съемок 5го фильма или во время съемок этой части?
Я помню, что Майк (Ньюэлл) выглядел как-то странно, и Дэн (Рэдклифф) говорил мне, что Альфонсо в начале съемок был романтичным и энергичным, а под конец был как выжатый лимон. Это изматывает. Производство этих фильмов высасывает всю кровь, но у меня все идет легко. Возможно, телевизионная карьера подготовила меня к этому. Я очень успешно справлялся на телевидении, и меня постоянно просили сделать то одно, то другое, так что я привык делать три вещи одновременно. Так что, я был подготовлен.
Когда я впервые встретился с Альфонсо, кто-то спросил его, намерен ли он делать следующий фильм «Гарри Поттера», он чуть ли не впал в состояние шока, вроде “Как я могу даже думать, снимать еще один?”.
Да, я знаю. Это очень сложно.
А потом оп просто взял, и снял «Дитя человеческое», съемки которого, возможно, были еще более тяжелыми.
О, Боже, конечно! (легкий смех)
Каким образом проходит работа? Для седьмого фильма, вы снимаете материал для двух частей одновременно или сначала снимаете одну часть, а затем другую, чтобы начать монтировать первый фильм?
Мы стараемся завершить один, и затем браться за другой, но из-за графика актеров, мы так же снимаем немного из Второй Части, пока работаем над Первой Частью. На сегодняшний день, мы отсняли около 10% Второй Части, и 85% Первой. Мы уже снимаем пять месяцев, и закончим будущей весной. Да, съемки двух частей занимает очень много времени, но материал выглядит превосходно. Он заметно отличается от того, что мы делали прежде. Все очень современно и достаточно дерзко. Это будет настоящий эпик. Прежде я не делал фильм, состоящий из нескольких частей. Это похоже на одну долгую поездку. Съемка такого количества эпизодов доставила мне множество удовольствия.
В фильме будет множество новых локаций и декораций? Поскольку первые шесть частей происходили все в том же Хогвартсе, лишь слегка по-другому обставленном и украшенном.
Да, именно. Герои все время проводят в дороге, а затем они возвращаются в Хогвартс. Но он другой, там сплошной бардак. Мы его разрушили. Он превращается в Сталинград.
Вы действительно взорвете Leavesden Studios во время съемок?
(смеется) Я не уверен, что они будут этому рады, но мы, скорее всего, разрушим около половины студии. Я говорил разработчикам визуальных эффектов, что нужно что-то грандиозное. Мы должны выступить успешно.
Ближе к концу пресс-конференции, Дэвид Хейман говорил о рейтингах PG и PG-13. Это достаточно странно, ведь вы не делали фильм специально для MMPA. Но в таком случае, они просто посмотрели его и дали PG и вам ничего не надо переделывать?
Нет. Насколько мне известно, они посмотрели фильм и дали ему такой рейтинг. Мы все уже настроились на рейтинг PG-13, но они меня удивили. Поскольку в фильме есть кровь и несколько достаточно страшных сцен для юных зрителей.
Мне кажется, что MMPA снизили планку. Я помню, что когда выходил «Принц Каспиан», в нем присутствовало достаточно много жестокости. Возможно, из-за этого, они изменили свои стандарты в последние несколько лет.
Я думаю, что это своего рода философия. Это огромная и популярная серия, основанная на книге, и мы должны сделать её как можно более доступной. Они просто признали, что молодые зрители, вероятно, могут смотреть такие сцены.
Я хочу поговорить о юморе, поскольку он сильно меня шокировал. Это первый фильм из цикла, который я смотрел без знакомства с книгой, и я был удивлен наличием юмора в фильме, учитывая окончание пятого фильма. Я думал, из-за Пожирателей Смерти фильм будет более мрачным, а он достаточно светлый. Собираетесь ли вы продолжать эту линию в остальных фильмах?
Я очень люблю юмор. Люблю шутки. Мне кажется, это большая нагрузка для актеров, но Ден, Руперт и Эмма замечательно со всем справились. Следующий сценарий очень насыщенный, и Стив смог отлично совместить напряженность и очарование. Это не геги. Это скорее тонкий юмор. У нас было несколько сцен, как например, сцена с пирожными, когда Руперт садиться между Гарри и Джинни. Это была импровизация. У нас было блюдо с пирожными, и я подошел и сказал, “Руперт, давай попробуем это сделать”. Стив пишет множество по-настоящему смешных сцен, которые я просто обожаю, а ребятам нравится их выполнять. Мне хотелось это сохранить. Думаю, зрителям это понравится. Это позволит удержать их в нужном настроении.
Давайте поговорим об актерах. Это довольно беспрецедентно, что одни и те же актеры играли во всех шести фильмах, постепенно меняя свои характеры на протяжении всей серии. Я не думаю, что все, кто видели первый фильм, могли вообразить, что Том Фелтон сможет показать себя так, как в этом фильме, и Бонни Райт, играющая Джинни, просто потрясающа. Когда вы пришли на последний фильм, с осознанием того, что не сможете изменить состав основных исполнителей, у Вас был план, как довести их до уровня, необходимого для этого фильма? Или вы просто доверились, что Стив нацелит сценарий на их сильные стороны?
Мне кажется, что важную роль в этом процессе играет тренировка, одобрение и поддержка. Еще до начала съемок я провел небольшую консультацию с Бонни Райт. И это меня воодушевило. Она обладает хорошими качествами… да, как и все актеры, найденные Дэвидом Хейманом и Крисом Коламбусом. Они нашли этих детей, они нашли в них что-то особенное. И, начиная с первого фильма, зрители могут по-настоящему сопереживать их героям. Моей задачей было просто развить из возможности и помочь им стать сильнее, как актерам, а не как личностям. Это одна из тех вещей, которыми я был занят.
Так же, я рад слышать, что вы вновь поработаете с Биллом Найи, поскольку в прошлом вы не раз хорошо срабатывались.
Да, это будет здорово.
Я встречался с ним несколько раз, на протяжении нескольких последних лет, и, по меньшей мере, один раз он упоминал, что он мечтает сняться в «Гарри Поттере», поскольку сама история очень напоминает сюжеты Шекспира. Поэтому было вполне ожидаемо, что вы пригласите его. Вы же с ним уже не раз работали вместе.
Я очень люблю Билла. Он прекрасный актер.
При просмотре фильма сразу бросается в глаза, что у вас другой оператор, создающий совершенно иной взгляд на фильм. Вы будите продолжать следовать этой традиции, и использовать разную съемочную группу в последующих фильмах?
Нет, мы будем работать с одной командой. Мы будем работать с Эдуарду Серра, очень одаренным франко-португальским оператором. Бруно (Дельбоннель) снял «Принца-Полукровку». Я всегда хотел поработать с ним, поскольку он великолепен.
Читая сценарий Стива, Вы знали, что фильм будет совершенно иначе смотреться и быть настолько смешным?
Ну, Первая и Вторая Части будут тоже отличаться, хотя над фильмом будет работать одна и также съемочная группа. Шестой фильм мы хотели сделать очень выразительным с визуальной стороны. Бруно просто великолепен. Вы смотрели «Амели» и «Долгую помолвку»?
Да, я настоящий поклонник этих фильмов. Ранее вы говорили, что сценарий 6го фильма был написан после завершения работы над 5й частью, но 7я книга вышла примерно в это же время. Мне стало интересно, каковы били сроки работы, поскольку, если сценарий был написан раньше, то выход 7й книги мог повлиять на какие-то моменты. Вы старались не читать 7ю книгу?
Нет, я прочитал её сразу после выхода. Я не могу с полной точностью вспомнить период работы над сценарием, но у нас были 2 черновых варианта и мы читали книгу, чтобы узнать, не наделали ли мы косяков при адаптации, и правильно ли подходим к 7му фильму. Точно, как только книга вышла, мы все вместе читали её в течение недели. Но, даже, несмотря на это, мы не смогли оставить в фильме множество важных сцен. Эта вечная проблема адаптации. Было приятно знать финал. По сути, это был первый фильм, при создании которого мы знали, чем вся эта история закончится.
Когда Джо посмотрит фильм? Или она будет ждать премьеры?
Нет, мы всегда показываем её фильм до премьеры. Этот фильм мы показали ей примерно 2 месяца назад. Мы все очень нервничали, когда она пришла. Но ей очень понравился фильм. Она говорит, что это её любимая часть.
* * * * * * * * *
Так же мистер Йэтс ответил на ряд других вопросов, заданных немного ранее.
Что Вы можете рассказать о процессе адаптации? В книге множество персонажей и событий, стоит ли их все включать в фильм?
Это действительно очень интересно. Мы постоянно разговариваем об этом. Стив (Кловз) может рассказать об этом больше, чем я. Эти книги неимоверно сложно адаптировать, поскольку в ней столько сюжетных линий и столько деталей, что очень сложно решить, что нужно оставить, а что придется вырезать. Они знают, что было опущено, а мы не хотим слишком сильно загружать зрителей информацией, о том, что было раньше. Они всегда могут обратиться к DVD, они всегда могут обраться к книгам. Мы немного говорим о том, что было раньше. Но, я надеюсь, что нам простят эти небольшие скачки.
Что вы можете сказать о работе со сценаристом Стивов Кловисом? Ведь он не принимал участие в работе над предыдущим фильмом.
Лично я читаю много сценарием… ну, когда у меня есть время, я читаю много сценариев. Но Стив это настоящий подарок. Я не думаю, что он пишет для персонажей, он пишет для актеров, играющих персонажей. Он знает их сильные стороны. Он знает их недостатки. И мне кажется, что он пишет еще и для меня. Думаю, он знает, что мне удается лучше всего, и это очень редкое качество. Он настоящий эмпат. Он отлично чувствует персонажей. И он не просто почувствовал Гермиона и Гарри, он почувствовал Дэна и Эмму. Это настоящий подарок.
Что вы можете рассказать о юных актерах и их исполнении?
(Да, это повторный вопрос, но тут он говорит некоторые интересные вещи)
Я думаю, это своего рода понимание между нами. Моей целью является показать им, что они могут быть лучше. Я хочу наблюдать за ними, и хочу, чтобы к концу киноцикла, они стали великолепными актерами. Они понимают, насколько это амбициозно, и они сами начинают стремиться к совершенствованию своего актерского мастерства. Одна из вещей, которые у них естественно получается, это постепенно взросление на протяжении всех фильмов. Все те события, которые с ними происходят в фильме, случались с ними в их жизни. Образование, ссоры, знание о реальном мире. Их работа становится более углубленной, более интересной и идет на подсознательном уровне. Я пользуюсь тем, что они становятся старше, хотя все еще сложно их направлять. Но они мне доверяют. Я так же призываю их быть творцами своей работы. Я хочу принять участие в процессе, когда они выйдут на сцену, и они знают, что я выслушаю все их идеи. Если их идея паршивая, я им так сразу и скажу, но если у них появится хорошая идея, я их только поддержу. У нас с ними хорошее отношение. Оно основано на доверии и стремлении доказать, что они по-настоящему хороши. Это все, что мы все хотим.
Одно из самых больших изменений книга заключается в отсутствии финального сражения. И в тоже время, вы добавили сцену нападения на Нору. Можете рассказать об этих изменениях и почему они так важны?
Во-первых, в середине фильма было необходимо добавить сцену, полную опасности и угрозы. Такого момента нет в книге, но когда мы работали над сценарием, он был слишком веселым и радужным, и к тому же, слишком неспешным. Вставка сцены угрозы посреди фильма, позволит напомнить зрителям, что мир за пределами Хогвартса очень опасное место. Что же касается конца, мы все знали, что в 7й части нас ждет крупномасштабное сражение, мы очень рассчитываем на него. В данный момент мы заняты его планированием и хотим сохранить свой порох сухим до того момента.