Откровение лесных человечков
“Прошлое не мертво. Оно даже не прошлое”
(Уильям Фолкнер)
Для некоторых авторов события прошлого являются широким полем деятельности, и не только потому, что многие события минувших лет не освещались в творениях авторов, а в основном из-за цикличности истории, т.е. с помощью истории они раскрывают проблемы современного общества. Знакомый с таким методом не понаслышке, Мел Гибсон в очередной раз решил нас порадовать своим псевдо-историческим фильмом. Первые минуты оставляют в совершенной растерянности. Тропические леса Южной Америки, охотящиеся индейцы, подергивающаяся камеры. Возникает ощущение, будто ошибся сеансом и пришел не на фильм, а на очередной отчет BBC. Дележ кабана, скверно шутящие индейцы и поедание яиц вызывает эффект отторжения и неприязни. И еще больше вносит дискомфорт появление людей, “ищущих новый дом”.
Уже начинается теряться всякая надежда на фильм, ожидаешь банальную историю о жизни племени майа в духе документальных фильмов Discovery с претензией на достоверность. Но тут охотники приходят в деревню и начинаешь понимать, что не все так просто. В этих людях видишь отголоски современного общества, с такими же шутками, с такими же проблемами. Сейчас и в дальнейшем понятно, что Гибсон снял фильм, в котором, через события прошлого обличает настоящее и раскрывает проблемы, которые будут понятны и современному зрителю. И действительно, зачем снимать фильм про давно ушедший народ, когда документалисты не плохо справляются. А показав легкий намек Гибсон сделал фильм не только познавательным и интересным, но еще и актуальным.
В этой связи и охота на кабана в начале фильма смотрится как аналогия с последующими событиями. По ходу действия охотники и другие представители племени сами занимают место того кабана, сами становятся пойманными и ложатся под нож жреца, готового вырезать им так же сердце ради “высшей цели”. Мел Гибсон этим в очередной раз показывает жестокость людей, их кровожадность и ненасытность.
Но все же центральной темой фильма является борьба за жизнь, борьба за то, что тебе дорого. Это прослеживается в поступках главного героя, Лапы Ягуара, и в поступках его жены. Их положение было безысходным, близким к смерти, но они продолжали надеяться, продолжали бороться. Не удивительно, что именно ему удалось выбраться живым из города. Может самый опасным противник и является человек, которому нечего терять, но именно тот, кому есть что терять будет оказывать большее сопротивление. От “победы” Лапы Ягуара зависела не только его жизнь, но и жизнь его семьи, поэтому он не имел права на “проигрыш”. А все совпадения и случайности, включая слова “юной Кассандры” и пришедшее вовремя солнечное затмение укрепляют его веру и его характер. Он проходит путь от человека одержимого страхом в начале, до человека сильного не только телом, но и духом в конце.
Гибсон специально показал борьбу человека, а не всей цивилизации. Если бы он хотел передать стойкость майа, он бы продемонстрировал их отчаянную борьбу с заморскими завоевателями, но нет. Он наоборот изобразил не величие цивилизации, а ее упадок, не силу их народа, а их слабость. Ведь их воины даже с одним беглецом справиться не смогли. Эта цивилизация вызывает аналогию с больным человеком, у которого большая часть тела парализована и подгнивает, руки не могут справиться даже с назойливым комаром, а голова не обращает на это внимания, и думает, что все под контролем. Такая цивилизация не то что с врагом, она даже со своими людьми справиться не может. И причиной гибели выступают не конкистадоры, империя давно мертва, слепо веря в старые традиции и нежилая развиваться она довела себя до изнеможения, до края пропасти.
С самого начала настораживал тот факт, что в картину были приглашены дебютанты и актеры, сыгравшие только пару ролей в малоизвестных фильмах, чего в предыдущих фильмах режиссера не было. Настораживал, так как после выхода фильма актерскую халтуру разглядеть очень проблематично. А актер, играющий главного герой, Руди Янбланд влился настолько органично, что ощущаешь, что он индеец, а не актер. Выбор Гибсона становится понятен, потому что с широко известными актерами такого эффекта добиться бы не удалось. А так зритель как будто погружается в их жизнь, их мир, в ту эпоху. И если полного погружения не ощущается, то местами возникает чувство, которое бывает при просмотре документальных фильмов, а именно веры в происходящее. Чтобы добиться такого эффекта Гибсон использовал псевдо-документальную съемку цифровой камерой в реальной местности, не используя студийные павильоны и визуальные эффекты.
Единственное, что огорчает, это присутствие субтитров, а точнее непродуманность их наложения, так как в некоторых местах они становятся нечитаемые. За возможность услышать язык майа в фильме режиссеру большое спасибо, но ему надо было хорошенько подумать о там, чтобы зритель наслаждался происходящим, а не вглядывался в текст ,который на фоне костра или солнца совершенно начитаем.
В итоге мы получили еще один фильм от Гибсона-творца, который будет не только интересно посмотреть, но и полезно. Каждый найдет в фильме, что-то свое. Кому-то будет интересно окунуться в быт и реалии пропавший цивилизации, кому-то будет интересно наслаждаться пейзажем, кому-то понравится идея борьбы за жизнь, за семью, за все что дорого, кто-то увидит аналогию с современным и современными проблемами, а кому-то будет просто интересно понаблюдать за приключениями главного героя. И обвинять кого-то в неправоте нельзя, ведь фильмы, которые заставляют задуматься вызывают у разных людей разные чувства и дают разные ответы. Погибло много людей, погибли друзья главных героев, разрушен их дом и прежняя жизнь, но все на этом не заканчивается. Мел Гибсон показал не Апокалипсис, не конец света и не конец существования цивилизации, а начало новой жизни, ведь “Apokalypto” с греч. можно перевести как “новое начало”. Не нужно бояться прогресса, не нужно бояться изменений, ведь все “открытия” и “изменения” вызывают “завершение” существования какой-то эпохи или старых взглядов, но не всего живого. Нам остается следовать по выбранному пути и не бояться изменений, ведь страх опустошает и делает нас слабыми.
- Мы пойдем к ним?
- Мы пойдем в лес. Будем искать новую жизнь.
Отредактировано <Ghost> (2007-01-26 23:16:44)