[реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки]
год: 1997
страна: Канада
оригинал: Cube
слоган: «The Walls Are Closing In.»
в ролях: Николь Де Бур,
Никки Гуаданьи,
Дэвид Хьюлетт,
Эндрю Миллер,
Джулиан Ричингс,
Вейн Робсон,
Морис Дин Винт
режисcер: Винченцо Натали
сценарий: Андре Бижелиц, Винченцо Натали, Грем Мэнсон
продюсер: Colin Brunton, Mehra Meh, Бетти Орр
оператор: Дерек Роджерс
композитор: Mark Korven
жанр: психологический триллер
бюджет: CAD 365 000(300 000 $)
сборы в США: $501 818
премьера (мир): 9 сентября 1997
рейтинг: MPAA R
время: 90 мин
Коротко о фильме:
Этот лабиринт не на острове Крите. Здесь может оказаться каждый. Сейчас, наяву, во сне или в кино. Их шестеро и они незнакомы. Вчера еще гуляли на свободе. А сегодня проснулись пленниками странного лабиринта, где на каждом шагу их ждут впечатляющие ловушки и фантастические комнаты в форме куба.
Текст из буклета:(сокращен в целях скрытия сюжетных перепетий)
В сознании рядового зрителя жанр фантастики приравнивается к чистой развлекаловке с размашистыми спецэффектами, космическими баталиями и прочей атрибутикой. Любители жанра быстро разберут его на подразделы, отделяя космооперу от киберпанка, а твердую sci-fi – от фэнтэзи. Для них Голливуд хоть и является поставщиком №1, но уж никак не самым авторитетным производителем. Ни для кого не секрет, что в фантастике основой является хорошая идея. Все остальные факторы – это уже вкусовая приправа. Беда в том, что в кино без «вкусовых приправ» - никуда, тем более что не всякую идею можно воплотить на экране, не имея за спиной поддержки крупных студий. Тем не менее, с периодичностью в пару-троку лет нет-нет да выстрелит какой-нибудь малобюджетник с оригинальным сюжетом, и тогда фэны радостно воскликнут свое «ура!». Не время еще хоронить жанр, в котором, казалось бы, уже нельзя придумать ничего нового. Одним из таких сюрпризов стал канадский фильм «Куб», породивший настоящий культ среди киноманов.
Снятый всего за 350 тысяч канадских долларов (это ровняется примерно 300 тысячам вечнозеленых) в одной единственной декорации молодым режиссером Винченцо Натали с малоизвестными телевизионными актерами, фильм произвел фурор сначала у себя на родине, а потом и во всем мире. «Куб» был номинирован на премию «Сатурн», что уже делало его предметом охоты любого уважающего себя поклонника фантастики, а затем последовали призовые места на авторитетных фестивалях Жерармере (преемник знаменитого фестиваля фантастики и ужасов в Авориазе) и Брюсселе, а это уже признание в Старом Свете. Все как один отметили уникальную по своей простоте и в том же время гениальности задумку создателей. Назвать ее интересной – значит, ничего не сказать о других сторонах.
Она, как куб, многогранна. Любопытный философский подтекст переплетается со сложной математической игрой, заставляя зрителя шевелить своими шестеренками, разгадывая хитрую головоломку, подсунутую авторами.
Винченцо Натали придумал историю о дьявольском «кубике-рубике» задолго до выхода фильма на экран. До этого он работал на сериале «Пси-фактор», хорошо известном и в нашей стране, где поставил несколько эпизодов. В тот период и пришла ему идея о загадочном механизме, полном комнат-ловушек, в который попадают потерявшие память жертвы. Вместе с Андрэ Бижеличем и Грэмом Мэйсоном он пишет сценарий, который затем несколько раз переделывает, отказавшись от многих лишних деталей.
В первоначальном варианте сценария авторы оставили много деталей, наводящих на размышления о природе происхождения Куба. Так, например, в одном из вариантов наводка указывала на причастность в этом диком эксперименте пришельцев. Но потом было решено убрать эти слишком очевидные намеки и заставить зрителя самого решать, что к чему, тм более что не в этом была суть. Это как чемоданчик в «Криминальном чтиве». В сценарии больше уделили внимание отношениям людей, попавших в Куб, где, как и в любой другой критической ситуации, проявилась их сущность.
Создатели картины проявили чудеса изобретательности при съёмках фильма. Начать с того, что необходимые средства были получены под эгидой поддержки национального кинематографа. Таким же способом была привлечена известная контора по созданию спецэффектов C.O.R.E., с которой в свое время Натали работал над «Пси-фактором». Кудесники по спецэффектам бесплатно разработали все сцены с графикой. Оставалось дело за малым: построить декорацию Куба. Поступили очень просто. Из обычных материалов сконструировали только одну комнату с полупрозрачными панелями. Цвет комнат меняли с помощью изменения подсветки, а виды в другие комнаты их них снимали при помощи зеркал и простейших оптических эффектов.
На кастинг пригласили исключительно канадских малоизвестных актеров, что было в первую очередь обусловлено мизерным бюджетом, зато ни о каком перетягивании одеяла во время съемок речи не было, все были на равных.
Съемки заняли немного времени. Затем настал период постпродукции, ну, а по окончании оного за дело взялись прокатчики, которых Винченцо Натали, пользуясь старыми связями, уговорил не выпускать «Куб» прямиком на видео. Упрашивать долго не пришлось – любому было ясно, что этому фильму уготована другая, более перспективная, участь. Жанр фантастики всегда был болен кризисом свежих идей, а тут такой бриллиант, при чем за сущие гроши.
Было изготовлено 16 кинокопий, и в 1999 году фильм вышел в США и Канаде в ограниченный прокат. Естественно, крутили его в специализирующихся на независимом кино кинозалах. Реакция последовала незамедлительно. Уже через неделю по всей прессе, освещающей жанровое кино, появились восторженные рецензии. А на киноманских форумах заговорили о новой сенсации, проводили параллели с творчеством известных писателей, искали отсылки к классике, и, вообще, тема пошла в массы. Именно благодаря Интернету фильм сразу после выхода DVD и кассетах устойчиво держался в топ-50 больше года. По-своему уникальный случай, потому что в наше время без рекламной поддержки на успех рассчитывать не приходится. И так превозносимая «Ведьма из Блэр» так бы и осталась никому не известной мистификацией, если бы не мощная пиар-кампания.
страничка на IMDb
официальный сайт
Отредактировано (s)AINT Warner (2006-10-17 23:28:13)